Юбилейный концерт ансамбля "АВИВ"

Дата: 15.05.2014

В помещении Национального театра Республики Карелия состоится юбилейный концерт танцевального ансамбля общины "АВИВ" под руководством Натальи Гуль, посвященный пятнадцатилетию коллектива.

 

Наталья Кузьменко (Гуль)

 

            Первый естественный вопрос: Как Вы пришли к еврейскому танцу?

 

– Было это в 1993 году. Мой любимый концертмейстер Эмма Глейзель, с которой я работала, сказала, что в недавно организованную еврейскую воскресную школу ищут хореографа. Что такое «еврейские танцы» я, конечно, тогда не знала, но мне было интересно попробовать себя в новой для меня области. Директор школы Галина Резник пригласила меня к себе домой и предложила заниматься с детьми – это было в феврале. Тут же показала несколько еврейских танцев, записанных на видеокассету, которую прислали из посольства государства Израиль, курирующего тогда школу. (Видеомагнитофон подарил школе Элвин Коренблюм, незадолго до этого посетивший Петрозаводск в качестве туриста. С тех пор Элвин поддерживает связь с нашей общиной  и продолжает помогать нам.) Я заинтересовалась, а когда супруг Галины Анатолий Резник рассказал об Элиэзере Бен-Иегуде и историю возрождения языка иврит, я была просто потрясена, и вопрос «быть или не быть» отпал сам собой – я пришла в школу. Музыки для танцев у нас тогда не было, и мы переписывали ее прямо с видеокассеты. На занятиях с детьми я фантазировала, вспоминая, что видела на кассетах, но нужна была какая-нибудь специальная подготовка, и меня от школы направили на семинар израильского танца, проводившимся под Москвой Израильским фондом культуры и просвещения в диаспоре. Перед моим отъездом на семинар Галина Резник сказала: «Если кто-то будет тебя спрашивать, какое ты имеешь отношение к еврейству, говори, что у тебя дедушка еврей» (а у меня мама – финка, папа – белорус). Мне стало как-то неуютно и даже немного страшновато. Но атмосфера на семинаре была такой дружелюбной, творческой, что все мои опасения оказались напрасными – и я окунулась в еврейскую историю, традицию, почувствовала себя там «своей». Этот семинар дал мне много, заложил основу моим знаниям о еврействе и непосредственно, о еврейской танцевальной традиции. Кроме того, нас снабдили кассетами с музыкой и видеозаписями еврейских танцев различных стилей.

            К концу учебного года школу посетила финская делегация, и они предложили подготовить программу для поездки в Финляндию. Я начала работу над программой, а для занятия с детьми вокалом был приглашен Юрий Клаз. Так появился первый детский еврейский ансамбль при воскресной школе. Я выстроила сюжет, основанный на субботнем ритуале с зажжением свечей, халами и прочей атрибутикой. В Финляндии, куда мы ездили три раза, нас принимали восторженно! Среди первых участников ансамбля были Христина Соловей, Алиса Рыбак, Андрей Цвибель, Илья Зайденберг, Мила Бравая, Заля Эстрин, Юля Березина, Инна Фрадкова, Даша Солодовниченко, Лева и Вероника Клаз, Саша Александровский, Кирилл Осипов…  Чуть позже часть детей не смогла ходить в воскресную школу, ходили только танцевать, а затем, с прекращением поездок, ансамбль постепенно «растворился». У меня тоже поменялись обстоятельства, и я отошла от занятий еврейскими танцами. Но…

            Через некоторое время я узнала, что в помещении хоровой школы будет праздноваться Пурим. Я пошла на праздник. Был концерт Боруха Финкельштейна, кантора Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга. У меня в душе все всколыхнулось! А когда в антракте ко мне подошла Ася Новицкая, работавшая руководителем клуба в организованном недавно Хэсэде Агамим, и предложила поработать с пожилыми людьми, я поняла, чего мне не хватало все это время, и с радостью принялась за дело. Образовалась группа немолодых по паспорту, но молодых по духу людей, которые с удивительным энтузиазмом, словно изголодавшиеся по движению, приходили на занятия, и скоро мы начали выступать. Но первое «официальное» выступление уже как ансамбля «Авив» («Весна») состоялось на праздновании первой годовщины фонда Хэсэд Агамим. Там с громким успехом исполнили «Киевский трамвай», продержавшийся долгое время в нашем репертуаре. С тех пор в этом «трамвае» «покатались» многие исполнители. В дальнейшем появились и другие «шлягеры»: «Школа танцев», «Бабушки-старушки», «Еврейский портной» с колоритным Гришей Фактором и другие.

 

            – Наталья, а как в ансамбль влилась молодежь?

 

             – Режиссер Светлана Генкина готовила к очередному празднику Пуримшпиль, ей нужны были подтанцовки, и пришла молодежь. Сначала думали, что только для праздника, затем втянулись и не захотели бросать. Так образовались две группы, и постепенно ансамбль стал «молодеть». Приходили мамы с детьми, и естественным образом «отпочковался» и детский коллектив, получивший название «Дрейдл» («Волчок»).

 

            – Что, по -Вашему, дают еврейские танцы участникам ансамбля?

 

            –   Для некоторых – это дверь в еврейский мир, тот начальный толчок, после которого они уже  не мыслят себя вне еврейского движения. Например, Саша Александровский стал преподавателем иврита, Даня Харин – офицер ЦАХАЛа, Маша Ицковская – лидер молодежного клуба. А из первого «призыва»: Лева, Алиса, Вероника сейчас живут в Канаде; Илья – в США; Заля, Андрей, Мила – в Израиле.

 

            – Ансамбль ездил на гастроли?

 

            – Да. Сначала (в 2001 году) мы поехали на Первый всероссийский фестиваль еврейской культуры им. Ю.Плинера в Казань. Нас туда пригласил Леонид Сонц – основатель и руководитель известного клезмерского ансамбля «Симха», дважды гастролировавшего в нашем городе, возглавлявший жюри этого престижного фестиваля. После нашего выступления он сказал, что у нас есть тот «идишкайт», без которого нет клезмерского искусства. Для меня это было высшей похвалой! Я считаю, что без души вообще нет никакого искусства, а есть только ремесло, хотя оно может быть и очень профессиональным. Ездили мы и на следующий фестиваль в Казань, но, увы, уже фестиваль памяти Леонида Сонца. Очень жаль, что музыкант большого таланта, полный сил и творческих замыслов, так рано ушел из жизни.

            Мы познакомились с программой фестиваля, и оказалось, что один из танцев, которые мы привезли, на музыку «Зеленая кузина» есть и у ансамбля из Казани. У нас возник вопрос: танцевать или нет, но решили, что будем! И мне кажется, что наш танец оказался интереснее… Потом была поездка в Псков, где у нас завязались хорошие отношения с местной общиной. Были мы и участниками  культурной программы на ярмарке израильской литературы в Санкт-Петербурге. И вот уже сейчас, 12 июня, в День Независимости России мы вместе с карельским фольклорным ансамблем  «Карьяла» представляли Карелию на Красной площади.

 

            – Наталья, Вы не только ставите все танцы для ансамбля во всех его «модификациях», но и сами танцуете в большинстве из них. Как Вам это удается?

 

            – Я прошла очень хорошую школу в Петрозаводском Культурно-просветительном училище. Моими педагогами были: Людмила Гуменникова – по народному танцу; Светлана Рычкова – по классическому (она постоянно водила нас на балеты нашего театра, приобщая к высокому искусству); композицию вела Галина Ермакова. Я им бесконечно благодарна.

            Действительно, все постановки – свои. Мне очень интересно искать материалы, связанные с очередной своей задумкой. Уже несколько лет у меня idée fixe – сочинить сюиту танцев с пением a cappella. Но нужно, чтобы танцоры еще и пели…

 

            – Кто финансирует ансамбль?

 

            – Как говорил Михаил Сергеевич Горбачев: «Хороший вопрос!» И не отвечал. Но я отвечу. В содержании ансамбля принимают участие общество Шалом, Центр национальных культур при министерстве культуры Республики Карелия. Существенную помощь оказывал Александр Каймин, сам участник ансамбля. Год назад Саша погиб…

 

            – זיכרונו לברכה

               Можно деликатный вопрос? Вы столько лет занимаетесь еврейскими танцами, еврейской культурой, почему?

 

             – Мне нравится. Я получаю от этого удовольствие. Не только от работы, но и от общения с людьми, от этой атмосферы. А вообще-то, совсем недавно, обнаружилось, что мои прабабушка и прадедушка – Сара и Семен Гуль. Мамина мама – Катерина Гуль. С моим дедушкой не были расписаны, почему – не знаю. Мама рано умерла. Архив под Питером погиб во время войны. Так что, не знаю… Все может быть…

 

            – Как и положено, традиционный вопрос – проблемы?

 

            – Основная проблема – помещение. Не просто место, где занимаются танцами, а где можно и посмотреть видео, и прочитать книгу по интересующей тебя теме, и поинтересоваться историей и еще многое другое. Нужен свой еврейский дом.

 

            – Будем надеяться. На последнем концерте ансамбль с большим успехом исполнил украинский гопак... 

 

            – А почему бы и нет? Хотя тут небольшая история. Роману Яковлевичу Каплану в мае был юбилей. Его дочь Ольга, участник ансамбля, показала нам вырезку из старой газеты, где ее отца награждают как лучшего исполнителя гопака. Вот мы и решили преподнести ему подарок. Он сам участвовал в этом танце в свои 70 лет, да еще как!

А потом этот танец мы и станцевали на концерте, хотя Романа Яковлевича не хватало.

 

            – В таком случае, позвольте подарить Вам диск с записями арабской музыки. Может, пригодится.

 

            - Спасибо! Думаю, что да. Приходите на наши концерты и убедитесь в этом.

 

 

 

 

Подписаться на календарь

Наш календарь
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 01
Контакты

2013 © Религиозная организация ортодоксального иудаизма Петрозаводская еврейская религиозная община

185035, Петрозаводск,
ул. Энгельса, д.12,
тел.: (8142) 78-39-38
e-mail: talit@karelia.ru

Сайт создан в
Студии Медиавеб